Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 16.12.2017, 17:47

МБОУ Адамовская средняя общеобразовательная школа №2



Меню
Форма входа
Логин:
Пароль:

Эл. ресурсы



Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Использование технологии модульного обучения в системе подготовки учащихся 10 класса к ЕГЭ по русскому языку

Использование технологии модульного обучения в системе подготовки учащихся 10 класса к ЕГЭ по русскому языку

 

Перед каждым учителем, начинающим работать в 10 классе, стоит огромная проблема: каким образом организовать повторение и обобщение учебного материала по русскому языку, начиная с 5 класса. Используя технологию модульного обучения, мы пришли к выводу, что учебный материал необходимо объединить в блоки. Блок - единица учебного процесса, которая объединяет несколько уроков на определенную тему.

Таким образом, мы выделили несколько блоков:

1 блок - «Фонетика и графика»

2      блок - основан на составе слова и орфографий «Морфемика и орфография». Соответственно, в этот блок входят четыре модуля;

-   «Правописание гласных в корне слова»

-   «Правописание приставок»

-   «Правописание окончаний»

-   «Правописание суффиксов»

3  блок - состоит из одного модуля «Состав слова и словообразование»

4  блок - объединяет модули по теме «Морфология и орфография», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Местоимение», «Имя числительное», «Наречие», «Служебные части речи». В этих модулях мы повторяем морфологические признаки, синтаксическую роль этих частей речи. Это необходимо знать при выполнении заданий к части «В», При этом происходит попутное повторение основных орфографических правил, относящихся к той или иной части речи. А в задании «А» в ЕГЭ по русскому языку большая часть отводится решению орфографических задач. Таким образом, такая организация повторения и обобщения учебного материала по русскому языку дает учащимся возможность подготовиться к выполнению заданий «А» и «В» в ЕГЭ.

Распределив учебный материал по модулям, мы встали перед вопросом: каким должно быть пособие на печатной основе, какова ее структура? Это пособие мы назвали технологической картой. Термин технический предполагает какие - то приемы в выполнении заданий. А каждый модуль это и есть поэтапное решение какой - то учебной задачи. В начале к каждому модулю ставится задача урока. Затем к задаче ставятся определенные цели к усвоению знаний и умений, которые нужны к модулю. Опыт показал, что наиболее удобна следующая подача алгоритмизированных предписаний по выполнению заданий модуля:

 

Учебные элементы (УЭ)

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

 

К каждому уроку ученик в классе получил технологическую карту с очередным модулем. К технологической карте прилагается дидактический материал для учителя, необходимый для текущего контроля. Этот материал указан в примечании. Кроме этого, к некоторым модулям прилагаются алгоритмы, которые также указаны в примечании. Итоговый контроль проводится на следующем уроке в течение 15 минут. Задания к итоговому контролю берем из различных контрольно-измерительных материалов к ЕГЭ. Такая система текущего и итогового контроля позволяет учащимся, допустившим ошибки в текущем контроле, проработать эти пробелы к итоговому контролю, который обычно проводится, на следующем уроке.

Во время промежуточного контроля знаний выявляется степень накопления (усвоения) знаний обучаемым в процессе решения конкретной задачи, выполнения определенного задания. Цель контроля - корректировка представления об уровне знаний обучаемого. Скорректированное представление позволяет выбрать наиболее эффективный способ учебного воздействия.

Итоговый контроль выявляет степень усвоения логически законченного фрагмента учебного материала за определенный период. Цель такого вида контроля - сформировать заключение об уровне знаний на основе итогового представления об обучаемом. К характерным особенностям такого вида контроля можно отнести большой объем данных, по которым производится тестирование.

2.3. Для оценки знаний при модульном обучении используется новая, более прогрессивная система, которая состоит в замене традиционного дискретно-сессионного контроля на непрерывно набираемый в период обучения и на этапах промежуточного контроля рейтинг. Такая система оценки знаний называется рейтинговой.

Рейтинг представляет собой количественную оценку какого-то качества человека. Следовательно, рейтинг обученности учащегося - это количественная оценка результатов педагогического воздействия на человека. Дадим следующее определение рейтинга ученика - рейтинг - это сумма баллов, набранная учеником в течение некоторого промежутка времени, рассчитанная по определённым формулам, не изменившимся в течение этого промежутка.

Рейтинги широко применяются в окружающей нас жизни. Методики их определения разнообразны, различна и степень сложности этих методик. Такое же положение вещей и в системе рейтинговых оценок при модульном обучении.

В ряде систем показатель рейтинга совпадает с оценкой знаний ученика при проведении контрольных мероприятий. В этом случае базовая цена модуля известна (рассчитана) заранее. В других же случаях показатель определяется по довольно сложным формулам с учетом стартового оценочного показателя знаний ученика, ожидаемой оценки качества выполнения испытания и других величии.

В первом случае сумма баллов, полученных по модулю (или по частям модуля) в процессе обучения и на экзаменах, с учетом корректирующих коэффициентов, составит итоговый рейтинг по дисциплине, а рейтинг по всем дисциплинам семестра составит суммарный рейтинг, который будет внесен в рейтинг - лист.

Во втором случае рейтинг ученика R вычисляется по формуле

                       R = Rстар + К X (S Sож)

Где Rстар - стартовый рейтинг

К - коэффициент значимости (весомости) контрольного испытания

Sож  - ожидаемая оценка

S - реальная оценка качества выполнения испытания

Такая система рейтинговой оценки в школе оказалась сложной, и мы пришли к такой системе рейтинговой оценки при модульном обучении. Проверяя каждую работу учащихся, мы в результате имеет три оценки:

- первая оценка ставится, самим учащимся, она - промежуточная. Это самооценка, сделанная каждым учеником. Школьнику необходимо учиться оценивать себя. Для этого можно использовать такой рефлексивный алгоритм:

Я - как чувствовал себя в процессе учения; было ли мне комфортно; с каким настроениям работал; доволен ли собой?

Мы - насколько комфортно мне работалось в моей группе; я помогал товарищам; они помогали мне - чего было больше; авторитетен ли я в данном вопросе, какие у меня были затруднения в общении с группой?

Дело - я достиг цели учения; мне этот учебный материал, нужен для дальнейшей учебы; в чем затруднялся; почему; как мне преодолеть свои проблемы?

Вторая оценка – текущая.

Третья – итоговая.

Все три оценки складываются - это рейтинговая оценка. При такой системе оценки учащиеся стараются получить как можно больший балл в текущем контроле, в котором все зависит от внимания, самоконтроля ученика. Тем самым ученики осознанно подходят к учебному материалу, лучше усваивают его.

Посчитав рейтинговую оценку, мы выводим итоговую оценку таким образом:

Оценка «5» ставится, если ученик набрал 14-15 баллов.

Оценка «4» ставится, если ученик набрал 11-13 баллов, при условии всех положительных оценок по работам.

Оценка «3» ставится, если ученик набрал не менее 8 баллов, при условии, что отрицательной оценкой может быть только одна.

Нами думается, что данная методика модульного обучения ведет к более прочному и осознанному усвоению материала, в ней заложена энергии постоянно развивающейся системы, она приводит к росту компетенции и учителей, и учащихся.

Категория: Мои статьи | Добавил: сникерс (17.04.2011)
Просмотров: 682 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Календарь
Архив записей

   Эл. ресурсы






Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz